О бизнес-авиации

Компания Jet-Star публикует для вас статьи коллекционного журнала о бизнес-авиации «Top Flight»

Элегантный «Сокол»

Патриарх отечественной авиации Андрей Николаевич Туполев как-то сказал: «Красивые самолёты всегда хорошо летают». Элегантность внешнего вида и изысканность отделки интерьера всегда были фирменной чертой самолётов французской компании Dassault Falcon, и новая модель 2000LX убедительно доказывает правоту легендарного российского авиаконструктора.

Классификация размерности деловых самолётов до сих пор не устоялась, и в ней используются различные термины. Применительно к семейству моделей Falcon 2000 наиболее часто употребляют «средне-крупный» (medium-large) или «суперсреднеразмерный» (super midsize). Главными характеристиками этого класса бизнес-джетов следует считать достаточно просторный салон на 8–12 человек и возможность подавляющему большинству пассажиров (за исключением тех, кто мог бы успешно играть в баскетбол на месте центрового) комфортно передвигаться по нему в полный рост, не сгибаясь и даже не наклоняя голову. Обычно компоновка салона рассчитана на две секции по четыре пассажира в каждой. Пары кресел легко трансформируются в удобные спальные места для четырех человек.

Буквы LX в обозначении модели говорят, во-первых, о большой дальности самолета (L = Long range), а во-вторых, о его эксклюзивности (X-clusiveness). «Фалкон» 2000LX является членом семейства «двухтысячных соколиков», начало которому положено в 1989 году на авиасалоне в Ле Бурже, где была представлена новая модель бизнес-джета Falcon («Сокол») 2000. Его конструкция основывалась на предыдущей успешной модели Falcon 900, но имела два, а не три турбовентиляторных двигателя CFE 738 и несколько укороченный фюзеляж. Самолёт обладал проектной дальностью в 3000 морских миль (5560 км) и крейсерской скоростью М = 0,80 (то есть 80% от скорости звука, которая различна на разной высоте).

В современной авиации прорывные технологии, как правило, осваиваются сначала на боевых типах самолетов. Компания Dassault — единственный в мире производитель авиатехники, у которого разработка новейших истребителей идет бок о бок с современными бизнес-джетами, поэтому французские конструкторы очень часто оказываются пионерами внедрения новейших технологий в деловой авиации...

В апреле 2009 года закончилась сертификация по европейским и американским нормам новейшей модели семейства — Falcon 2000LX. Ее отличительная особенность — специально спрофилированные вертикальные законцовки крыла, снижающие аэродинамическое сопротивление на больших крейсерских скоростях. Президент и CEO Dassault Falcon Джон Розанваллон (John Rosanvallon) так охарактеризовал новую модификацию: «Falcon 2000LX имеет наименьшие эксплуатационные затраты в классе деловых самолетов с большим салоном и является идеальным решением для нынешней трудной экономической ситуации. Это самолет с наилучшей топливной эффективностью среди одноклассников с большим салоном, что означает меньшие затраты на топливо и меньшие [вредные] выбросы в атмосферу. Он способен взлетать и садиться на небольшие аэродромы ближе к месту назначения, что поможет вам опередить конкурентов в развитии бизнеса».

Дальность в 7400 км (4000 морских миль) обеспечивает 2000LX возможность беспосадочных перелетов из Москвы во все города Европы, Пекин, Шанхай и Бангкок. По России на восток можно улететь до Читы и несколько дальше, но для перелетов в Хабаровск или Владивосток придется сделать промежуточную посадку. Очевидно, что такой дальности с лихвой хватит, чтобы без посадки долететь из Москвы до популярных курортов на Мальдивах или Канарских островах. В рекламных проспектах «Дассо» заявлено о возможности прямых перелетов из Нью-Йорка в Москву (расстояние около 7500 км). Это, конечно, справедливо, однако с трансатлантическим перелетом в противоположном направлении вероятны сложности. Дело в том, что Земля, как известно, вращается, поэтому на крейсерских заоблачных высотах ветер всегда попутный при полете с запада на восток и всегда встречный при полете в обратном направлении, например из Москвы в Нью-Йорк. Кроме того, заключительная часть перелета на восточное побережье США проходит над океаном, что не предоставляет широкого выбора запасных аэродромов для посадки в случае неблагоприятного стечения обстоятельств. Над Европой подобного осложнения нет, поэтому, чтобы долететь на Falcon 2000LX из Москвы в Америку, придется все же делать промежуточную посадку.

У «Фалкона» 2000LX по сравнению с 2000EX на 10–15% увеличилась скороподъемность. На крейсерский эшелон 41 тыс. футов (12 500 м) самолет выходит всего за 18 минут. По мере выработки топлива крейсерская высота поднимается до 45 тыс. футов (13 700 м). В стандартную комплектацию 2000LX включена и отлично зарекомендовавшая себя кабина пилотов с системой EASy.

Одноклассники — с чем сравнивать

фото самолёта Bombardier Challenger 605

Определяющим фактором для сопоставления различных деловых самолетов служит их взлетная масса. Как правило, самолеты с примерно одинаковой массой имеют и примерно равные летно-технические параметры, и близкую стоимость. Из представленных на рынке деловых самолетов наиболее близкими к Falcon 2000LX характеристиками обладает канадский Bombardier Challenger 605. В 2011 году ожидается завершение сертификации и начало поставок американского Gulfstream G250, а в 2012-м первые заказчики должны получить бразильский Embraer Legacy 500. Интересно отметить, что и «Гольфстрим», и «Эмбраер», располагая достаточно широкой линейкой моделей деловых самолетов, сочли необходимым предложить рынку новые модели, по своей размерности практически точно повторяющие Dassault Falcon 2000.

Региональный директор Falcon Jet по России Андрей Лебединский утверждает, что все детали интерьера «фалконов» проходят ручную обработку и подгонку. И материалы используются уникальные, например корень карельской березы. Естественно, это отражается на стоимости — за эксклюзив нужно платить. Действительно, покупатель обычно платит несколько больше за французские деловые самолеты, чем за американские, канадские и тем более бразильские бизнес-джеты со сравнимыми характеристиками.

 

Александр Велович

Статья публикуется с сокращениями. Полную версию статьи читайте в Top Flight N3 (25), 2011 год