О бизнес-авиации

Компания Jet-Star публикует для вас статьи коллекционного журнала о бизнес-авиации «Top Flight»

Быстрее ветра

Преимущество в скорости в двадцать или тридцать километров в час реальном полете не всегда заметно. Неблагоприятные погодные условия могут с легкостью нивелировать подобное превосходство. Между тем прославленные самолеты Cessna Citation X ощутимо быстроходней конкурентов и действительно экономят время при перелетах. Более того, компания-разработчик делает все возможное для сохранения лидерства и в ближайшее время представит новую версию рекордсмена — Citation Ten.

Вот уже 15 лет подряд Citation X остается самым быстрым бизнес-джетом на планете. Более того, после завершения эксплуатации сверхзвукового «Конкорда», «десятке» перешла почетная пальмовая ветвь чемпиона скорости среди всех сертифицированных пассажирских самолетов современности. Следуя из Нью-Йорка до Лос-Анджелеса или, к примеру, из Москвы до Дубая, Citation X с 95% вероятностью приземлится на полчаса раньше любой другой реактивной машины.

Даже своим внешним видом Citation X поддерживает реноме почти гоночного самолета: подчеркнуто стреловидные крылья, обтекаемые обводы фюзеляжа, относительно большие, осязаемо мощные двигатели. Этот самолет просто обязан летать на головокружительных околозвуковых скоростях — иное немыслимо.

Восстановление репутации

В конце 80-х «гольфстримы» и «лирджеты» с легкостью обгоняли любую «цессну». Разница в скорости была настолько очевидной, что досужие языки называли популярное семейство реактивных самолетов бизнес-класса Citation не иначе как Slowtation (в пер. с английского «тихоходы»). Устав от колкостей и «шпилек», постоянно отпускаемых в адрес компании, Расс Мейер-младший (Russ Meyer Jr.), занимавший пост председателя совета директоров Cessna Aircraft, решил навсегда избавиться от нападок. Он предложил сконструировать самое скоростное воздушное судно в истории, оборудованное герметичным подогреваемым багажником. Новый самолет, созданный с чистого листа, должен был восстановить имидж авиастроителя, а заодно стать новым флагманом компании.

Об амбициозном проекте было объявлено в октябре 1990 года. И хотя преобладал скептицизм (недоброжелатели считали планы компании несбыточными), уже 21 декабря 1993 года прототип Citation X впервые оторвался от земли. Поставки же начались тремя годами позже. Первым клиентом стал один из величайших гольфистов всех времен Арнольд Палмер. Знаменитый спортсмен, пролетев 5000 км со средней скоростью 876 км/ч в сентябре 1996 года, дал отсчет бесчисленным рекордам «десятки».

Репутация Cessna Aircraft была восстановлена, а команда инженеров авиастроителя в 1997 году удостоилась престижной премии Collier Trophy Национальной ассоциации аэронавтики. Скупое на эмоции официальное коммюнике гласило: награда присуждена за разработку и введение в эксплуатацию Citation X — первого в истории авиации США коммерческого самолета, достигшего крейсерской скорости M 0,92.

Как правило, за быстроту приходится платить. Но несомненным достижением Cessna стала удивительная топливная эффективность бизнес-джета. «Десятка» расходовала всего лишь 1461 л авиационного керосина в час — поистине уникальное предложение на рынке самолетов мид-класса в середине 90-х.

Как и предполагалось, Citation X привлек внимание представителей спортивной, политической и медийной элит. Между тем достаточно большое количество воздушных судов приобрели и крупные компании, включая операторов долевого владения. Несмотря на немалую цену (уточнить млн) машина пользуется устойчивым спросом — в конце ноября 2009 года Cessna поставила 300-й самолет.

Кстати, бизнес-джеты этого типа уже совершили более миллиона взлетов и посадок, да и суммарно пролетели дистанцию, в четыре раза превышающую расстояние от Земли до Солнца.

Вперед к совершенству

Инженеры Cessna Aircraft не останавливаются на достигнутом и постоянно совершенствуют свое детище. Прислушиваясь к пожеланиям клиентов, устраняют мелкие недостатки, возникающие по мере увеличения опыта эксплуатации. Хотя порой решают и принципиальные вопросы. Так, были увеличены тяга двигателей и полезная нагрузка, сокращена потребная длина ВПП при посадке в условиях высоких температур и высокогорья. Оптимизировано управление самолетом по крену на малых скоростях, а значит, облегчена работа пилотов в условиях снижения при сильном боковом ветре.

К чести Cessna стоит заметить, что большинство серьезных доработок проводилось за счет производителя.

Постоянно модернизируется и электронное оборудование. Уже в текущем году вместо привычной авионики Honeywell Primus 2000 самолет будет оснащаться улучшенной системой Honeywell Primus Elite.

Компания следит за новыми разработками в области обеспечения безопасности полетов — на прошедшей выставке EBACE 2011 Cessna представила «десятку» с системой улучшенного зрения. Это устройство войдет в базовый пакет поставки и будет монтироваться на каждой серийной машине без исключения. Более того, в ближайших планах — разработка системы искусственного зрения. А с 2012 года самолет снабдят новейшей системой широкополосного доступа в Интернет Aircell Aviator 300.

Казалось, позиции Cessna на высокоскоростном олимпе пошатнулись после рекордных полетов перспективного дальнобойщика Gulfstream G650. Но авиастроитель не намерен сдаваться и предложил своим клиентам установить на воздушное судно эллиптические эпоксидно-графитовые законцовки крыльев, радикально уменьшающие лобовое сопротивление.

Citation X с такими дополнительными аэродинамическими поверхностями способен разогнаться до М 0,942 — почти 972 км/ч (против заявленных М 0,925 на Gulfstream G650). Так что, похоже, Cessna приложит все усилия, чтобы сохранить за собой лидерство. Престиж марки — превыше всего.

Законцовки также увеличат и скороподъемность. Если ранее «десятка» «забиралась» на 13 110 м за 26 минут, то теперь — на четыре минуты быстрее.

 

Дмитрий Федотов

Статья публикуется с сокращениями. Полную версию статьи читайте в Top Flight N6 (28), 2011 год