О бизнес-авиации

Компания Jet-Star публикует для вас статьи коллекционного журнала о бизнес-авиации «Top Flight»

Global Express XRS: комфорт салона прежде всего

Global Express XRS компании Bombardier имеет самый большой размер салона среди всех самолетов, специально спроектированных для применения в деловой авиации. С 2004 г. в эксплуатацию поступило более 200 машин этого типа, и, по словам операторов, самолет стал для них надежным активом в области деловых перевозок, имеющим повышенную дальность и более комфортабельный салон по сравнению с исходной моделью Global Express, сертифицированной в 1998 г.

Модель XRS позволяет заправить на 798 кг больше топлива, чем базовый Global Express; кроме того, она имеет более мощную систему кондиционирования салона, большую зону отдыха экипажа и два дополнительных окна в салоне, наряду с увеличенным на 425 л объемом багажного отделения. Стандартные максимальные рулежная и взлетная массы поднялись до 49125 и 49000 кг соответственно. Но операторы обычно заказывают для этого самолета дополнительные опции и усиленную звукоизоляцию. Соответственно, большинство самолетов имеют вес пустого воздушного судна, приближающийся к 26500 кг, за исключением тех, которые соответствуют сервисному бюллетеню SB 700-11-020, увеличивающему максимальные рулежный и взлетный вес на 750 кг.

Самолет с типичным оборудованием способен перевозить 10–11 пасс., с полностью заправленными баками. При крейсерской скорости 0,82M максимальная дальность с 8 пасс. составляет 11400 км.

В предположении, что самолет соответствует сервисному бюллетеню, поднимающему максимальную взлетную массу до 49750 кг, стандартная потребная длина разбега составляет 1980 м. При вылете из аэропорта, находящегося на высоте 1500 м над уровнем моря, при температуре около 20°С максимальный взлетный вес ограничивается 47270 кг, при этом максимальная дальность сокращается до 10400 км.

Но операторы утверждают, что основной успех самолету приносит его салон, а не характеристики дальности полета. В трех отделениях салона могут комфортабельно разместиться 15–16 пасс. Многие самолеты имеют приватную каюту в хвостовой части салона, многие оснащены бортовой кухней в передней части салона и практически во всех имеется второй туалет спереди.

По мнению пилотов, в число лучших характеристик самолета входят его техническая надежность, крейсерская скорость, взлетно-посадочные характеристики, комфортабельность салона и пилотской кабины, качество ощущений во время полета наряду со впечатляюще низким уровнем шума, небольшими перепадами давления в салоне и автоматизацией многих систем. Операторы заявляют, что самолет можно эксплуатировать на ВПП длиной 1200 м (при условии, что она сухая), чтобы выполнять полеты между любыми двумя пунктами в континентальной части США, расположенными примерно на уровне моря.

Большинство операторов говорят, что налет XRS у них составляет 250–450 ч/год. Расход топлива за первый час полета равен 2270 кг, при этом самолет при условиях стандартной атмосферы способен подняться прямо до эшелона FL410 (12500 м). В теплую погоду максимальная высота обычно ограничивается эшелонами на уровне 11000 м. Расход топлива за второй час полета составляет 1810 кг. Во время третьего и последующих часов полета самолет становится достаточно легким, чтобы подняться на более эффективные крейсерские высоты, где расход топлива снижается примерно до 1600 кг/ч.

Плавность полета, особенно в условиях турбулентности — одна из сильных сторон этого самолета. У него внушительная нагрузка на крыло (47,5 г/см2) и очень гибкая силовая конструкция крыла. Самолет преодолевает турбулентность, как летающий Maybach 62.

Кабина пилотов оборудована комплексом авионики Honeywell Primus 2000XP с электронно-лучевыми дисплеями и ограниченными функциями управления полетом. По нынешним меркам он уже устаревший. Компания Honeywell планирует предложить модернизацию бортового комплекса до Primus Elite, при которой электронно-лучевые дисплеи меняются на жидкокристаллические, а также добавляется современный функционал по управлению полетом, требуемый для системы управления воздушным движением нового поколения NextGen. Также добавятся передача метеоданных со спутников в XM-диапазоне и электронные диаграммы. В перспективе возможна и установка системы синтетического зрения. Впрочем, компания Bombardier до сих пор не выпустила сервисный бюллетень для этой модернизации стоимостью свыше 1 млн долл.

Летать на самолете приятно. Его системы хорошо автоматизированы, и контрольные карты довольно короткие. Органы управления очень отзывчивы, но они не дают того ощущения тонко настроенного управления, как Boeing, Falcon или Gulfstream. Автомат тяги тоже весьма отзывчивый, хотя иногда слегка дергающий. Некоторые пилоты предпочитают на эшелоне управлять тягой вручную.

Плановое техническое обслуживание самолета выполняется с интервалом 500 ч для A-сheck и календарными интервалами для C-сheck. Формы по обслуживанию шасси выполняются через 450 и 900 взлетно-посадочных циклов. Необходимо обратить внимание на форму 8C-сheck, которая выполняется через 10 лет. Она содержит тщательную инспекцию на предмет коррозии и может стоить от 500 тыс. до 1,5 млн долл.

Система управления оборудованием салона фирмы Rockwell Collins имеет не слишком высокую надежность и требует многочисленных модификаций, хотя и после этого ее надежность не всегда соответствует ожиданиям.

Единственный настоящий конкурент для XRS — это самолет Gulfstream G550, также специально спроектированный для бизнес-перевозок. У XRS гораздо более комфортабельный салон, но G550 имеет большую дальность и лучшую топливную эффективность, а также более продвинутую авионику и более мощную техническую поддержку со стороны производителя. За оба самолета обычно просят по 35–45 млн долл., хотя некоторые новые машины продаются и за 50 млн долл. Из-за значительного всплеска на вторичном рынке самолетов с большим салоном очень немногие их этих самолетов выставлены на продажу. А ввиду высокого спроса поднялись и цены.

 

Автор: Фред Джордж
Источник: ATO.RU
Дата публикации: 18 Июня 2012