ACJ320: простор и статус
Статус обязывает ко многому. Ездить на определенных марках машин, пользоваться особой категорией воздушных судов... Именно для статусных VIP-персон был создан ACJ320 — дорогой роскошный бизнес-лайнер, внутри которого создается ощущение, что ты находишься в большом хорошо спланированном помещении с разнообразными зонами: для сна, еды, работы, отдыха...
История

«Сначала ты работаешь на имя, потом имя работает на тебя» — эта формула полностью применима к Airbus. С одним лишь уточнением: заработав имя, корпорация не стала почивать на лаврах — слишком сильна конкуренция, расслабляться не приходится. Цифры говорят сами за себя: сегодня более 440 частных владельцев и операторов эксплуатируют самолеты Airbus по всему миру, свыше 11 тыс. заказов на новые машины, 52,5 тыс. сотрудников в штате, ежегодный оборот порядка € 30 млрд. В деловой авиации Airbus сразу занял премиум-сегмент, предложив миру VIP-версии широкофюзеляжных лайнеров (330-я, 340-я, 350-я, 380-я модели) и узкофюзеляжных (318-я, 319-я и 320-я модели). В июне 1997 года была запущена программа 319-го (он «стартовал» первым из линейки) и почти через два года лайнер впервые совершил полет. В 2000 году со стоялась первая поставка 320-го, который приобрели «Катарские авиалинии», а в 2005-м Comlux получил 318-й. Сначала к названиям лайнеров добавляли эпитеты Elite, Prestige. В мае этого года, видимо решив, что VIP-семейство не нуждается в подобных уточнениях, ему дали общее название ACJ (Airbus Corporate Jets).
Немного статистики
На сегодняшний день продано более 170 бизнес-лайнеров ACJ, из них свыше 110 — ACJ318, ACJ319 и ACJ320. Большинство продаж приходится на страны Европы, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Главное преимущество
Основное преимущество ACJ318, ACJ319 и ACJ320, благодаря которому Airbus обошел всех конкурентов, в том числе и главного соперника — Boeing, — ширина и высота салона. Ни один из существующих или только проектируемых бизнес-джетов не располагает таким просторным салоном. Самый крупный из узкофюзеляжной троицы ACJ — 320-й. Длина его салона 27,5 м, ширина 3,7 м, высота 2,25 м, общая площадь 97 м?. По общему объему лайнер в три раза превосходит популярные Gulfstream 550 и Global Express XRS. С главным соперником — BBJ2 разница, безусловно, меньше. Размеры багажного отсека Airbus тоже уникальны для самолетов деловой авиации: в пространстве 37,4 м? можно разместить до 200 единиц крупногабаритного багажа. Максимальный взлетный вес 320-го — 77 т.
![]() |
![]() |
![]() |
Gulfstream G550 | Global Express XRS | Airbus |
Технические особенности
Что касается технического оснащения, здесь тоже не обошлось без эксклюзива. На VIP-семействе Airbus впервые в мире применена электродистанционная система управления FBW (fly-by-wire). Дословный перевод термина — «летать по проводам». На деле это означает, что пилоты управляют различными системами не напрямую, а посредством компьютера, который получает информацию от датчиков, корректирует действия экипажа и не допускает возникновения критических ситуаций в полете. Технология, бесспорно, непростая. Тем не менее она на руку и летчикам (так как проще в управлении, чем стандартные системы, которые используют, например, Boeing, Bombardier, Gulfstream), и операторам (поскольку заметно уменьшает их расходы).
Кроме того, была усовершенствована навигационная система, за счет чего экипаж VIP-эйрбаса может совершать посадку категории 3B, то есть при нулевой видимости. «Теоретически недостатком 320-го по сравнению с BBJ является чуть меньшая дальность полета — 7800 км, — говорит менеджер по продажам авиакомпании Masterjet Эдвард Кёффелек (Edward Queffelec). — Впрочем, в действительности это не проблема, ведь маршрутов, куда долетит „Боинг“ и на которые „не хватит“ „Эйрбаса“, очень мало». Максимальная скорость 320-го — 978 км/ч. От Москвы до Лондона полет длится 4 часа, до Пекина удастся добраться за 7,5 часа.
Конструкция и материалы
«Эйрбасовцы» приложили немало усилий для улучшения аэродинамики самолета. Были сконструированы топливосберегающие законцовки крыла. Фюзеляж практически на 1/3 выполнен из углепластика — полимерного композиционного материала, более легкого, однако не менее прочного, чем традиционные. Тормоза всех ACJ — карбоновые. Есть возможность установить дополнительные топливные баки. Для удобства пассажиров имеется встроенный трап.
С заботой о пилотах
По словам пилота Comlux ACJ318 Рудольфа Хофера (Rudolf Hofer), в кабине все сделано так, чтобы экипажу было максимально удобно: «Она просторная, эргономичная, цифровые мониторы достаточно крупные. Есть даже раздвижной столик для работы. Вместо штурвала — рукоятка (side-stick). Этим самолетом очень легко управлять, даже в условиях турбулентности». Системы управления и контроля универсальны для всех лайнеров Airbus. «Это очень важно как с точки зрения летчиков, которые могут спокойно „пересаживаться“ с самолета на самолет без дополнительного обучения, что экономит время и деньги, так и с точки зрения владельца: найти пилота на такое судно будет довольно просто», — уверен директор по маркетингу Airbus Corporate Jets Дэвид Велупиллаи (David Velupillai).
Мария Агафонова
Статья публикуется с сокращениями. Полную версию статьи читайте в Top Flight N8 (30) 2011