О бизнес-авиации

Компания Jet-Star публикует для вас статьи коллекционного журнала о бизнес-авиации «Top Flight»

Золотая середина

Бизнес-джеты среднего класса пользуются большой популярностью у российских заказчиков. Одна из причин такого предпочтения — оптимальное сочетание функциональности, комфорта и объема затрат на их покупку и эксплуатацию. Эти самолеты являются лучшим выбором для тех, кто планирует совершать перелеты на небольшие расстояния — летать по делам в Европу или с семьей и друзьями на море: 6–9 пассажиров на борту они могут перевезти на расстояния 3–5 тыс. км со скоростью 800–850 км/ч.
В этой статье мы расскажем о трех самолетах среднего класса: Hawker 900XP, Learjet 60XR и Citation XLS+.

«Citation XLS+»: деловой имидж

В начале 1990-х годов, после консультаций с клиентами компании, Cessna Aircraft Company задумалась о создании очередного самолета среднего класса. Успешный опыт работы в данном сегменте деловой авиации уже был — сверхскоростной Citation X поражал воображение и, казалось бы, подтверждал правильность нового курса на создание самолетов большей размерности. Однако «глас народа» посоветовал заняться разработкой более бюджетного лайнера. При этом заказчики Cessna выставили единственное трудновыполнимое требование: новая машина должна сохранить поперечные размеры салона «десятки».

К мнению клиентского пула прислушались, но, вместо того чтобы создавать машину с нуля, предпочли соединить в одном изделии различные элементы, ранее разработанные для других конструкций.

Новому самолету достались в наследство нестреловидные крылья Citation Ultra и крестообразное хвостовое оперение Citation V. Фюзеляж был позаимствован у Citation X, правда, его укоротили более чем на 6 м. В результате получился Citation Excel, о создании которого было объявлено на NBAA в 1994 году.

Дальнейшие события развивались весьма стремительно. Прототип бизнес-джета совершил первый полет 29 февраля 1996 года, а сертификат типа был получен уже в апреле 1998-го. К моменту начала поставок (лето 1998-го) Cessna получила более 200 заказов на «народный» самолет. К августу 2000 года была поставлена сотая машина. В начале XXI века популярность модели еще более возросла, так что производитель еле успевал строить новые самолеты. В 2000–2002 годах лайнеры расходились как горячие пирожки: ежегодно продавалось в среднем свыше 80 бизнес-джетов — на заводах Cessna порой собирали новый Excel за три дня. Всего в 1998–2004 годах, по данным GAMA, было поставлено 370 самолетов Citation Excel.

В 2004 году настало время для первого апгрейда — Citation XLS (по сведениям JETNET, в 2004–2008 годах поставлено 329 воздушных судов). В 2008-м самолет обновили повторно. Citation XLS+ снабдили новой авионикой Collins Pro Line 21, новыми двигателями PW545C (5000 часов до капитального ремонта) с электронно-цифровой системой управления, переделали носовой обтекатель.

По статистике JETNET, в мире зарегистрировано 48 Citation XLS+. Наибольшее количество машин — в Америке (23 воздушных судна), четыре базируются в Германии, по три — в Турции, Бразилии и Австрии. Распределение Citation XLS по миру примерно такое же: 159 самолетов — в США, 30 — в Португалии, 26 — в Германии, 13 — в Бразилии. Всего было поставлено почти 700 самолетов семейства Excel/XLS/XLS+.

В салоне может поместиться до девяти пассажиров, но обычно устанавливают лишь семь кресел.

По словам регионального директора по продажам Cessna в России Дэвида Гласснера (David Glassner), «модель достаточно популярна среди российских владельцев, однако пока ни одного самолета семейства Citation Excel/XLS/XLS+ в России не зарегистрировано».На текущий момент сроки поставки XLS+ минимальны: можно заказать машину и получить ее до конца 2010 года. Работы по сертификации Citation XLS+ в России уже начаты. Ожидается, что бумаги будут подписаны в следующем году.

Citation XLS+ прекрасно подходит для внутриевропейских перелетов, а отменные посадочные характеристики позволяют ему использовать множество небольших аэропортов. К тому же пилоты и компании-операторы высоко оценивают легкость управления, летные качества, простоту систем, ограничивающих эксплуатационные расходы, и высокую степень надежности. Учитывая перечисленные преимущества и перспективу получения российского сертификата типа, компания Cessna уверена, что этот самолет станет естественным выбором для гораздо большего числа российских владельцев», — считает Дэвид Гласснер.

Техобслуживание (основная форма — один раз в 300 часов) можно пройти в собственном сервис-центре компании, расположенном в Ле Бурже, в авторизованных центрах в венском и в соседнем обервальтерсдорфском (Oberwaltersdorf) аэропортах, а также в оберпфаффенхофенском (Oberpfaffenhofen) аэропорту под Мюнхеном. К концу года должен заработать мобильный сервисный центр, который будет обслуживать клиентов по Южной Франции, Северной Италии и Испании. А в январе 2011-го начнется строительство очередного сервисного центра компании в Валенсии.

Учредитель компании Prime Air (управляет Citation XLS уже четыре года) Сергей Пашков рассказывает, что «никаких глобальных неисправностей Citation XLS не обнаружено. С авионикой все в порядке. Зимой проблем тоже нет, хотя, конечно, когда мы летаем в северные аэропорты, к примеру в Норильск, ставим самолет в ангар».

 

Дмитрий Федотов

Статья публикуется с сокращениями. Полную версию статьи читайте в Top Flight № 5 (17), 2010 год