О бизнес-авиации

Компания Jet-Star публикует для вас статьи коллекционного журнала о бизнес-авиации «Top Flight»

Время композитов

Композитный планер обладает рядом несомненных преимуществ: меньшим лобовым сопротивлением, прочностью, легкостью конструкции. Все эти достоинства позволяют удешевить эксплуатацию и обслуживание воздушного судна, сократить количество технических осмотров, сэкономить на мощности двигателей и стоимости расходуемого керосина.

Впервые в истории

Hawker 4000 — первый и единственный на сегодняшний день бизнес-джет среднего класса с полностью композитным фюзеляжем.

Композиционные материалы применяются в авиакосмической промышленности со времен холодной войны. И если 30 лет назад из них создавали лишь простые цилиндрические отсеки баллистических ракет или носовые обтекатели, то в последние годы все чаще изготавливают лопасти или элероны. На протяжении десятилетий никто из производителей авиационной техники не решался подступиться к корпусам сложной формы. Ведь это потребовало бы разработки принципиально нового математического аппарата для прочностных расчетов и иной идеологии проектирования. Вдобавок компании обрекли бы себя на серьезные капиталовложения по совершенствованию производственной и испытательной базы. Увы, большинство топ-менеджеров, предлагавших сосредоточить усилия на освоении композиционных материалов, просто сдавались под натиском неумолимых бухгалтеров, продолжавших считать композиты затеей недешевой, а порой и нерентабельной.

Казалось бы, замкнутый круг. Но, похоже, специалистам Hawker Beechcraft удалось отыскать оптимальный баланс между себестоимостью производства и техническими характеристиками. В результате был спроектирован прочный и надежный Hawker 4000, который может похвастаться не только просторным салоном, но и вполне адекватной ценой.

Не останавливаясь на достигнутом

Впервые о создании нового бизнес-джета было объявлено в 1996 году. Конструкторы Hawker Beechcraft не решились ставить перед собой заоблачных целей (работы по полностью композитному самолету могли неоправданно затянуться), а посему ограничились лишь композитным фюзеляжем. Правда, без революции в проектировании не обошлось. Вместо десяти тысяч деталей традиционной конструкции корпус «четырехтысячного» состоит всего лишь из трех частей. Он на 20% легче, в три раза прочнее и на 70% жестче, чем фюзеляжи бизнес-джетов из классических алюминиевых сплавов.

На доводку воздушного судна потратили немало времени. Сертификация несколько раз откладывалась, ведь современные материалы были в новинку и для контролирующих органов. К сожалению, смена собственника авиастроителя отодвинула получение разрешительных документов в США на июнь, а первую поставку — на август 2008 года. А сертификация «четырехтысячного» в Европе официально оглашена лишь на выставке EBACE 2010 в Женеве.

В ногу со временем

Популярность «четырехтысячного» вполне объяснима. Hawker 4000 — первый из самолетов среднего класса, оборудованный автоматом тяги, электродистанционными системами управления рулем направления и тормозами. Комплекс бортовой электроники Honeywell Primus Epic, включающий системы управления полетом, самодиагностики, индикации работоспособности двигателей и предупреждения экипажа о неисправности, вкупе с дублированной инерциальной навигационной системой и метеолокатором соответствуют требованиям времени.

Салон Hawker Beechcraft с плоским полом рассчитан на 8–14 человек. Между тем увлекаться чрезмерным заселением пассажирского отсека не стоит. Для комфортного размещения оптимально остановиться на восьми креслах в конфигурации double club, которые при длительных перелетах могут быть трансформированы в четыре полноценных спальных места. Хотя если заказчика не устроит стандартная компоновка, дизайнеры компании с радостью подберут персональный интерьер. К примеру, пару кресел заменят элегантным диваном, рассмотрят любые варианты декорирования, предложат широчайшую палитру отделочных материалов: ценных пород дерева, лучших сортов кожи и тканей.

Туалетная комната просторна, при умывании стены локтями не задеваются. Полнофункциональная гедонистическая кухня с подачей горячей и холодной воды оснащена кофеваркой, микроволновкой и многими другими мелочами.

Если понадобится заглянуть в багаж, вход открыт в течение почти всего полета. Однако разработчики рекомендуют отказаться от визитов в багажное отделение при полете на высотах, превышающих 10 670 м. А после посадки вовсе необязательно выносить чемоданы через салон, травмируя окружающих и царапая мебель, — предусмотрена внешняя выгрузка. Багажник рассчитан на 449 кг.

Сопоставляя выбор

Ближайшими конкурентами «четырехтысячного» считаются Cessna Citation X и Bombardier Challenger 300. Самолеты характеризуются близкими летно-техническими параметрами, вместительностью, габаритами и стоимостью. Салоны Hawker 4000 и Challenger 300 наиболее похожи: плоский пол, сравнимые высота потолка и длина пассажирского отсека. Салон «десятки» на полтора метра короче, высота — на 10 см меньше. Немного портит впечатление и углубление по всей длине пола. Правда, этот желобок достаточно широк (33 см) и не слишком усложняет перемещение по самолету. «Трехсотый» серьезно обыгрывает одноклассников по ширине и объему.

Производители декларируют разную максимальную вместимость, но во всех трех машинах стоит ограничиться восемью, максимум — девятью посадочными местами. При более плотном заполнении салона пассажиры могут чувствовать себя дискомфортно.

Объемы багажных отделений сопоставимы. Во всех трех самолетах предусмотрены одежные шкафы, размещенные у входа, и герметичные обогреваемые багажные отделения в хвостовой части фюзеляжа. В «десятке» дополнительно нашлось место и под небольшой, но вытянутый (длина 2,11 м) внешний багажник — как раз для лыж, ведь они в полете точно не понадобятся. Если путешествовать ввосьмером, то места для багажа может все же не хватить. Каждый пассажир будет вынужден взять с собой лишь по одному огромному чемодану.

Hawker 4000 обладает наиболее современной авионикой и самой совершенной системой вентиляции и кондиционирования среди сравниваемых воздушных судов. Вплоть до 7693 м в кабине «Хоккера» поддерживается нормальное атмосферное давление. При дальнейшем наборе высоты оно не упадет ниже давления, аналогичного 1829 м над уровнем моря. В Challenger 300 сохраняется привычное давление при подъеме до 7010 м, а на больших эшелонах — давление на уровне 2438 м. Схожие ощущения можно ожидать и от пребывания в кабине Citation X. Хотя не стоит забывать, что в отличие от конкурентов «Цессна» может подняться почти на 2 км выше.

«Десятка» проигрывает по размеру салона, зато восхищает самой большой крейсерской скоростью среди серийно выпускаемых пассажирских самолетов (хотя недавно в испытательном полете Gulfstream G650 сумел-таки обогнать прославленного спринтера). Hawker 4000 тоже установил ряд рекордов: к примеру, в апреле пролетел 5285 км из массачусетского Бедфорда до Лондона со средней скоростью 873,4 км/ч. По скоростным характеристикам «Челленджер» немного отстает.

Если сравнивать дальности описываемых машин на примере рейса Москва-Пекин, то Challenger 300 сможет совершить подобный перелет с восемью пассажирами, а Hawker 4000 — лишь с шестью. Citation X не «дотянет» до столицы Поднебесной пару сотен километров, а посему придется посадить бизнес-джет под Тайюанем.

Длины потребных взлетно-посадочных полос одноклассников сопоставимы. Наименее чувствителен к длине ВПП Challenger 300. Но и «четырехтысячный» показывает неплохие результаты, особенно учитывая отсутствие механизации передней кромки крыла.

В сравнении с одноклассниками Hawker 4000 выглядит немного убедительнее. «Десятка» награждает владельцев чемпионской скоростью, а «трехсотый» — самым просторным салоном. Зато «четырехтысячный» может порадовать пусть и сравнимой, но все же наибольшей грузоподъемностью при полных баках и практически не отстает по дальности полета. У этой машины наиболее современная электроника, да и вследствие применения композитов гарантированно больший срок службы.

Однако с введением в эксплуатацию в 2012 году бизнес-джетов Gulfstream G250 и Embraer Legacy 500, которые являются прямыми конкурентами рассматриваемым моделям, соперничество на рынке самолетов деловой авиации в сегменте super mid-size значительно ужесточится.

 

Дмитрий Федотов

Статья публикуется с сокращениями. Полную версию статьи читайте в Top Flight N1 (23), 2011 год