О бизнес-авиации

Компания Jet-Star публикует для вас статьи коллекционного журнала о бизнес-авиации «Top Flight»

Перелётные птицы

Дальнемагистральным бизнес-джетам по силам одолеть кругосветное путешествие с тремя дозаправками. Эти машины могут провести в небе порядка 12–14 часов и скорее всего заинтересуют тех, кто летает на дальние расстояния. Довольно просторный салон и возможность перевозить на борту до 19 пассажиров делают топовые джеты привлекательными как для частных лиц, так и для корпораций. И хотя число моделей «дальнобойщиков» не так велико, как, например, самолётов больших или средних классов, сделать выбор не менее сложно: в гонке технологий каждый производитель стремился учесть успехи соперника и создавал новые, всё более совершенные системы.
В данной статье мы подробно остановимся на одном из дальнемагистральных бизнес-джетов — Gulfstream G550. Расскажем увлекательную историю его завоеваний, покажем отличия от одноклассников и впервые представим подробный расчёт эксплуатационных расходов, а также платежей по кредитам.

Запуск

В 2000 году на конгрессе деловой авиации NBAA авиастроители из Саванны объявили о начале работ по Gulfstream нового поколения, которому пророчили роль не только нового флагмана компании, но и наиболее технически совершенного самолёта деловой авиации. Взяв за основу знаменитый GV, конструкторы по-другому распорядились пространством салона: разместили четыре дополнительных кресла и увеличили на четверть объём багажного отделения. Доработали аэродинамику и ради снижения лобового сопротивления учли каждую мелочь, вплоть до расположения антенн.

Усилия воздались сторицей: G550 превзошел предшественника по дальности на 463 км. А позднее произвел настоящий фурор благодаря великолепным лётным качествам. В 2003 году, менее чем через две недели после введения в эксплуатацию, соединил Сеул и Орландо, преодолев 13 521 км за 14 часов 30 минут. А чуть позже за рекордно короткие 13 часов 2 минуты пролетел между Шанхаем и Далласом (12 350 км). Сотрудникам Внуково запомнился рейс из Сан-Паулу 3 октября 2005 года, когда «пятьсот пятидесятый», покрыв 12 060 км, добрался до столицы за 14 часов 12 минут. В тот день технические службы аэропорта были безмерно удивлены, когда в баках «дальнобойщика» после его приземления обнаружили топливо еще на полтора часа полёта. Лишь за первые пять лет строевой службы G550 установил 39 рекордов.

Инженеры Gulfstream Aerospace без преувеличения осуществили настоящий технологический прорыв. Сверхсовременная электроника G550 — PlaneViewTM — с системами улучшенного зрения и отображения полётной информации на лобовом стекле самолёта была признана Национальной авиационной ассоциацией США (National Aeronautics Association) наиболее значимым устройством для повышения безопасности полётов. А в 2003 году G550 был удостоен престижной ежегодной премии Collier Trophy как величайшее достижение американского самолётостроения.

Гонка технологий

Авиационное сообщество рукоплескало первопроходцам долгие два года, пока конкуренты собирались с силами для подготовки ответного удара. В ноябре 2005-го вступил в эксплуатацию Bombardier Global Express XRS, который положил конец гегемонии «пятьсот пятидесятого» на «высокотехнологичном Олимпе». Канадцы разработали собственную версию системы улучшенного зрения BEVS с более чувствительной инфракрасной камерой, что в сумме с удачной электроникой на базе авионики Rockwell Collins Pro Line Fusion выглядело весьма привлекательным предложением.

В 2007 году в расстановку сил на рынке вмешались авиастроители из Dassault Aviation, представившие свою версию дальнемагистрального самолёта Falcon 7X. Европейские инженеры создали первый в истории бизнес-джет, оснащённый электродистанционной системой управления. В ЭДСУ (fly-by-wire) управляющие сигналы от пилота передаются к исполнительным механизмам в виде электрических импульсов, прямые механические связи (тросы, рычаги, тяги) попросту отсутствуют. Пилоту не надо заботиться о слишком больших углах атаки или потере скорости: бортовой компьютер сам определит допустимые отклонения от расчётных параметров. Безусловно, ЭДСУ — гигантский шаг вперёд по увеличению надёжности и ремонтопригодности самолёта.

Однако и Gulfstream не стоит на месте, а постоянно модифицирует свою продукцию. Открытая архитектура PlaneViewTM позволяет «наращивать» возможности электронного оборудования и адаптируется под любые будущие потребности лётчиков. Приборный комплекс достаточно легко модернизировать и функционально обновлять — устаревающие компоненты просто заменяются на новые и загружается усовершенствованное программное обеспечение.

Производители авиационной техники неустанно играют в «догонялки»: то «выстрелит» одна компания, то другая удивит клиентов и соперников. Так, инженеры из Саванны внедрили систему искусственного зрения (SV-PFD), которая создаёт на экране трёхмерное изображение поверхности по данным из предустановленной базы ландшафтов. В Bombardier успешно наверстали техническое отставание, сконструировав собственную версию, а вот французы только грозятся в самое ближайшее время получить одобрение на установку аналога на «семёрку». И подобных примеров немало, в том числе и по части сервисного обслуживания.

Gulfstream Aerospace позаботилась об увеличении скорости и качества ТО, представив покупателям систему PlaneConnectTM, которая передает данные о состоянии самолёта в полёте напрямую в сервисный центр. В случае возникновения неисправности система позволяет на земле удаленно диагностировать проблему, принять решение о потребности замены устройств или деталей, необходимости вмешательства технического персонала и даже направить запчасти с ближайшего склада к месту приземления. Так что порой сразу после приземления можно приступить к ремонту без каких бы то ни было задержек. К тому же при помощи PlaneConnectTM можно вести статистику отказов, а значит, в кратчайшие сроки принимать соответствующие меры, вплоть до скорейшей модификации наиболее часто выходящих из строя агрегатов.

Bombardier устранил пробел за счёт системы OMS (Onboard Maintenance System) с близкими функциональными возможностями. А европейские инженеры пока ограничились программой Falcon E-Maintenance. Она действует исключительно на земле, но позволяет организовать телеконференции между инженером, ремонтирующим самолёт, и сервисным центром.