О бизнес-авиации

Компания Jet-Star публикует для вас статьи коллекционного журнала о бизнес-авиации «Top Flight»

Легче ветра

Каким бы роскошным ни был салон лимузина, его высота не позволит встать в полный рост. Чтобы пересесть на другое кресло, придется пригнуться. Казалось бы, неудобно, но и в голову не приходит назвать представительские автомобили некомфортабельными. Размеры салона выглядят естественными, а ограничения — не столь очевидными.
Так и у самолетов малого класса. Порой эти воздушные суда воспринимаются не очень вместительными и даже тесными, но они успешно справляются с региональными перелетами и могут предложить достойное соотношение уюта, цены и функциональности.

С низкого старта

Phenom 300 — новейшая разработка бразильского авиастроителя Embraer, в которой учтены пожелания будущих владельцев и эксплуатантов и воплощены одни из самых передовых достижений отрасли: продуманная аэродинамика, современная авионика, надежные эффективные двигатели.

И хотя размеры пассажирского салона довольно скромны (ширина — 1,55 м, высота — 1,50 м), на борту получится разместить шесть-семь кресел, кухонную стойку, бар, туалет. Пуристы, следящие за отсутствием складок на полах пиджака, вправе сослаться на нехватку гардероба. Но и его удастся организовать, правда, пожертвовав раковиной. Подобные компромиссы неизбежны, но не стоит забывать: самолет стоит в три-четыре раза дешевле любого бизнес-джета макси-класса.

«Трехсотый» способен приземляться в заштатные воздушные гавани с мизерными ВПП. Обладает небольшим расходом топлива и не требует частых регламентных проверок, а значит весьма дешев в эксплуатации. Но самое главное преимущество — Phenom 300 сертифицирован для управления одним пилотом. Именно поэтому он так полюбился владельцам, предпочитающим самостоятельно пилотировать свои воздушные суда. Более того, бизнес-джет пришелся ко двору службам авиатакси, а также авиакомпаниям, работающим в сегменте долевого владения. Недаром в середине октября NetJets объявила о покупке 50 Phenom 300 и об опционе еще на 75 машин. В посткризисных условиях такому миллиардному контракту суждено стать сделкой года.

С момента ввода в эксплуатацию в конце декабря 2009 года Embraer поставил 25 машин американским, ближневосточным и бразильским заказчикам. Впрочем, «трехсотый» успешно преодолел Атлантику — примкнул к флотам четырех европейских компаний. На просторах стран бывшего соцлагеря эти машины пока себя не показали. Однако, по словам директора по продажам Embraer в России, СНГ и Прибалтике Николая Головизнина, «появился интерес к Phenom 100 и Phenom 300 со стороны операторов России и стран СНГ».

Наиболее пристально присматриваются к легким машинам украинские авиакомпании. «В Украине покупка, обслуживание, стоянка обходятся дешевле. К тому же не нужно постоянно перегонять самолеты в Европу, можно эксплуатировать под собственным флагом, — отмечает Головизнин. — Есть клиенты, попадающие в категорию состоятельных лиц, которые приобретают бизнес-джеты, но не за $ 50 млн. В России таких людей тоже немало, но почему-то они не покупают самолеты, а предпочитают бизнес-чартеры».

В стиле авто

Конечно, Украина немного ближе к Европе, но и из Москвы «трехсотый» долетит до Дублина или Тулузы, Каира или Кувейта, Томска или Норильска. Четырехчасовой полет не составит труда выдержать, не вставая с удобного кресла, а расстояние между спинками позволит расслабиться и свободно вытянуть ноги. Впрочем, зачем подниматься? Все под рукой: выдвижной полированный столик, индивидуальное освещение, элементы управления «умным интерьером», разнообразные мультимедийные разъемы.

Салону «трехсотого» не откажешь в утонченном, хотя и немного холодном стиле. Ощущение, словно находишься в кабине дорогого внедорожника. Это неудивительно: дизайн пассажирского отсека разрабатывали художники из компании Designworks USA, входящей в BMW Group. Все работы группы отличает строгость линий, изысканность деталей и несравненная функциональность. Безусловно, при декорировании «Финома» полет фантазии довольно жестко ограничен габаритами. Но, если покупатель захочет большего, вариации допустимы. Так, в качестве напольного покрытия можно рассмотреть ковер, ламинат или дерево. Подобрать шпон для кухни и туалетной перегородки. Поиграть с фактурой и цветовой гаммой кожаных или тканевых покрытий. Предлагаемая палитра красок и текстур огромна, но покупатели больше тянутся к классическим образцам, предпочитают бежевый салон и темное дерево. В Европе пользуется спросом чуть более практичная расцветка: серые оттенки боковых панелей и светлые сиденья.

В стандартной версии в салоне всего шесть кресел. Если уменьшить кухню, найдется место для седьмого или вместо него небольшого дивана на двоих вдоль по борту.

Привычная электроника

На самолете установлена современная электроника Prodigy Flight Deck 300, выполненная на базе комплекса авионики Garmin G1000. Большие дисплеи, система управления полетом с графическим представлением летной и погодной информации, трехосевой двуканальный автопилот, система диагностики работоспособности двигателя и предупреждения о неисправностях — как правило, атрибуты машин большей размерности и стоимости, но данные устройства включены в базовую версию Phenom 300.

Жизненно важная полетная информация прекрасно структурирована и выводится на один дисплей. Выходит, пилоту не надо переключать внимание между разрозненными индикаторами, выискивая необходимые детали. А управление функциями электроники осуществляется клавиатурой.

«Garmin G1000 — хорошо отработанная система. Сначала использовалась на поршневых „цесснах“. Ее в огромном количестве ставят на „караваны“ и „мустанги“, — говорит Николай Головизнин. — Множество пилотов обучено этой логике». Нередко услышишь шутку, что куда проще пересесть с поршневой «цессны» или «мустанга» на Phenom 300, чем на реактивный Citation Jet. «В Prodigy 300 осталась прежняя идеология, добавлено лишь несколько новых функций», — продолжает Николай.

Сопоставляя выбор

фото салона самолёта Hawker 400XP фото салона самолёта Learjet 40XR фото салона самолёта Cessna Citation CJ4
Hawker 400XP Learjet 40XR Citation CJ4"

Каждая новая машина бразильских авиастроителей становится серьезным конкурентом одноклассникам. Так и Phenom 300 нарушил баланс сил на рынке малых машин, где фаворитами выступают Hawker 400XP, Learjet 40XR и Cessna Citation CJ4.

Сравниваемые воздушные суда предлагают близкие поперечные размеры пассажирского салона. Потолки CJ4 и Hawker 400XP на 5 см ниже, чем у Phenom 300 и Learjet 40XR, а для высоты порядка полутора метров подобная разница выглядит крайне существенной. Как правило, в самолетах малого класса пространство салона формируется за счет желобка, прочерченного посередине кабины. Такие углубления в полу есть и у Phenom 300, и у Citation CJ4. В отличие от них у «четырехсотого» и у Learjet 40XR пол плоский. Не зацепишься и не споткнешься. Впрочем, на уровне пола салон «сорокового» несколько уже, чем у Hawker 400XP.

В малых машинах, где каждый дюйм на счету, дополнительные 5–7 см по ширине, как у «Финома» и «Лирджета», выглядят весомым преимуществом. По длине салона Phenom 300, Citation CJ4 и Learjet 40XR практически не отличаются, а пассажирский отсек Hawker 400XP примерно на полметра короче.

При близких объемах салона производители декларируют вполне серьезную вариацию вместимости. Однако для комфортного размещения пассажиров в салонах стоит ограничиться семью-восемью креслами. Десять человек в «трехсотом» — вариант экстремальный: шесть на креслах, два на диване, один на кресле второго пилота и последний... на крышке туалета.

Внутренние багажные отделения у всех рассматриваемых самолетов невелики. У CJ4 и Phenom 300 в шкафчике под раковиной можно разве что положить пару портфелей, а на соседней полке — полотенца и туалетные принадлежности. Разительно отличается лишь «четырехсотый», который может похвастаться настоящим гардеробом, где поместятся не только пиджаки, но и пальто. Зато инженеры Cessna Aircraft и Embraer предусмотрели вместительные внешние багажники, примерно на треть более объемные, чем у Hawker 400XP и Learjet 40XR. Удастся захватить даже несколько пар горных лыж — такому пространству позавидуют иные самолеты среднего класса. Но не стоит забывать, что внешние багажники негерметичные. В них нельзя оставлять парфюмерию, напитки (особенно вина), ноутбуки и другую электронику. Они не предназначены для перевозки музыкальных инструментов и домашних животных.

 

Дмитрий Федотов

Статья публикуется с сокращениями. Полную версию статьи читайте в Top Flight N9 (21), 2010 год