Перелётные птицы

Дальнемагистральным бизнес-джетам по силам одолеть кругосветное путешествие с тремя дозаправками. Эти машины могут провести в небе порядка 12–14 часов и скорее всего заинтересуют тех, кто летает на дальние расстояния. Довольно просторный салон и возможность перевозить на борту до 19 пассажиров делают топовые джеты привлекательными как для частных лиц, так и для корпораций.
И хотя число моделей «дальнобойщиков» не так велико, как, например, самолётов больших или средних классов, сделать выбор не менее сложно: в гонке технологий каждый производитель стремился учесть успехи соперника и создавал новые, всё более совершенные системы.
В данной статье мы подробно остановимся на одном из дальнемагистральных бизнес-джетов — Gulfstream G550. Расскажем увлекательную историю его завоеваний, покажем отличия от одноклассников и впервые представим подробный расчёт эксплуатационных расходов, а также платежей по кредитам.

Запуск

фото самолёта Gulfstream G550

В 2000 году на конгрессе деловой авиации NBAA авиастроители из Саванны объявили о начале работ по Gulfstream нового поколения, которому пророчили роль не только нового флагмана компании, но и наиболее технически совершенного самолёта деловой авиации. Взяв за основу знаменитый GV, конструкторы по-другому распорядились пространством салона: разместили четыре дополнительных кресла и увеличили на четверть объём багажного отделения. Доработали аэродинамику и ради снижения лобового сопротивления учли каждую мелочь, вплоть до расположения антенн.

Усилия воздались сторицей: G550 превзошел предшественника по дальности на 463 км. А позднее произвел настоящий фурор благодаря великолепным лётным качествам. В 2003 году, менее чем через две недели после введения в эксплуатацию, соединил Сеул и Орландо, преодолев 13 521 км за 14 часов 30 минут. А чуть позже за рекордно короткие 13 часов 2 минуты пролетел между Шанхаем и Далласом (12 350 км). Сотрудникам Внуково запомнился рейс из Сан-Паулу 3 октября 2005 года, когда «пятьсот пятидесятый», покрыв 12 060 км, добрался до столицы за 14 часов 12 минут. В тот день технические службы аэропорта были безмерно удивлены, когда в баках «дальнобойщика» после его приземления обнаружили топливо еще на полтора часа полёта. Лишь за первые пять лет строевой службы G550 установил 39 рекордов.

Инженеры Gulfstream Aerospace без преувеличения осуществили настоящий технологический прорыв. Сверхсовременная электроника G550 — PlaneViewTM — с системами улучшенного зрения и отображения полётной информации на лобовом стекле самолёта была признана Национальной авиационной ассоциацией США (National Aeronautics Association) наиболее значимым устройством для повышения безопасности полётов. А в 2003 году G550 был удостоен престижной ежегодной премии Collier Trophy как величайшее достижение американского самолётостроения.

Гонка технологий

Авиационное сообщество рукоплескало первопроходцам долгие два года, пока конкуренты собирались с силами для подготовки ответного удара. В ноябре 2005-го вступил в эксплуатацию Bombardier Global Express XRS, который положил конец гегемонии «пятьсот пятидесятого» на «высокотехнологичном Олимпе». Канадцы разработали собственную версию системы улучшенного зрения BEVS с более чувствительной инфракрасной камерой, что в сумме с удачной электроникой на базе авионики Rockwell Collins Pro Line Fusion выглядело весьма привлекательным предложением.

В 2007 году в расстановку сил на рынке вмешались авиастроители из Dassault Aviation, представившие свою версию дальнемагистрального самолёта Falcon 7X. Европейские инженеры создали первый в истории бизнес-джет, оснащённый электродистанционной системой управления. В ЭДСУ (fly-by-wire) управляющие сигналы от пилота передаются к исполнительным механизмам в виде электрических импульсов, прямые механические связи (тросы, рычаги, тяги) попросту отсутствуют. Пилоту не надо заботиться о слишком больших углах атаки или потере скорости: бортовой компьютер сам определит допустимые отклонения от расчётных параметров. Безусловно, ЭДСУ — гигантский шаг вперёд по увеличению надёжности и ремонтопригодности самолёта.

Однако и Gulfstream не стоит на месте, а постоянно модифицирует свою продукцию. Открытая архитектура PlaneViewTM позволяет «наращивать» возможности электронного оборудования и адаптируется под любые будущие потребности лётчиков. Приборный комплекс достаточно легко модернизировать и функционально обновлять — устаревающие компоненты просто заменяются на новые и загружается усовершенствованное программное обеспечение.

Производители авиационной техники неустанно играют в «догонялки»: то «выстрелит» одна компания, то другая удивит клиентов и соперников. Так, инженеры из Саванны внедрили систему искусственного зрения (SV-PFD), которая создаёт на экране трёхмерное изображение поверхности по данным из предустановленной базы ландшафтов. В Bombardier успешно наверстали техническое отставание, сконструировав собственную версию, а вот французы только грозятся в самое ближайшее время получить одобрение на установку аналога на «семёрку». И подобных примеров немало, в том числе и по части сервисного обслуживания.

Gulfstream Aerospace позаботилась об увеличении скорости и качества ТО, представив покупателям систему PlaneConnectTM, которая передает данные о состоянии самолёта в полёте напрямую в сервисный центр. В случае возникновения неисправности система позволяет на земле удаленно диагностировать проблему, принять решение о потребности замены устройств или деталей, необходимости вмешательства технического персонала и даже направить запчасти с ближайшего склада к месту приземления. Так что порой сразу после приземления можно приступить к ремонту без каких бы то ни было задержек. К тому же при помощи PlaneConnectTM можно вести статистику отказов, а значит, в кратчайшие сроки принимать соответствующие меры, вплоть до скорейшей модификации наиболее часто выходящих из строя агрегатов.

Bombardier устранил пробел за счёт системы OMS (Onboard Maintenance System) с близкими функциональными возможностями. А европейские инженеры пока ограничились программой Falcon E-Maintenance. Она действует исключительно на земле, но позволяет организовать телеконференции между инженером, ремонтирующим самолёт, и сервисным центром.

Центры обслуживания

Gulfstream Aerospace Corporation обладает весьма разветвлённой сетью обслуживания самолётов, пусть и не столь обширной в Европе, как у Dassault Falcon. Регламентные формы можно пройти в пяти собственных сервисных центрах компании в США, а также в аэропорту Лутон (Luton) под Лондоном.

При желании клиенты могут воспользоваться услугами General Dynamics Aviation Services или отремонтировать самолёт в авторизованных сервис-центрах Jet Aviation в Базеле, Женеве, Дубае, Сингапуре, на площадях Metrojet в Гонконге или CorJet Maintenance Europe в Мадриде.

В России пока нет центра технического обслуживания, но существуют планы по его открытию. Во Внуково-3 постоянно находится технический представитель Gulfstream Aerospace, который работает совместно с инженерами Jet Aviation. Он может разобраться на месте, что случилось с самолётом и какие меры необходимо предпринять.

Владельцам «пятьсот пятидесятого» необходимо планировать визит в сервисный центр каждые 12 месяцев или после 500 часов налёта. Ежемесячные формы текущего обслуживания могут проводиться без привязки к аэропорту. Смазывать шасси требуется раз в четыре месяца. Но эта операция не совмещена с полугодовым осмотром. Для смазки узлов и агрегатов зимой понадобится ангар.

В эксплуатации

Как отмечает ведущий инженер компании Petroff Air Кирилл Трушковский, за два года эксплуатации G550 возникла всего одна нештатная (AOG) ситуация, вызванная дефектом запчасти, установленной в сервисном центре. По его словам, самолёт «покорил своей концепцией и не доставляет проблем по железу». «Комплектующие для авиационной техники разрабатывают одни и те же компании, но Gulfstream удалось их качественно интегрировать в самолёт, сделать чуточку больше, чем другим авиапроизводителям», — добавляет Кирилл.

Менеджер по работе с ключевыми клиентами Jetalliance Михаил Русецкий (управляют тремя G550 с 2005 года) подтверждает, что поломок за годы эксплуатации не случалось.

Сопоставляя выбор

«Дальнобойщики» могут похвастаться довольно вместительными, просторными и высокими салонами. Более внушительные параметры относятся уже к бизнес-лайнерам и другому ценовому диапазону. Если душевая кабина, двуспальная кровать king-size, обеденный стол на 10 персон не являются приоритетными, то размерность дальнемагистральных — то, что нужно для комфортного пребывания пассажиров на борту в течение всего полёта.

фото салона самолёта Gulfstream 550 фото салона самолёта Global Express XRS фото салона самолёта Dassault Falcon 7X
Gulfstream G550 Global Express XRS Falcon 7X

Из трёх рассматриваемых бизнес-джетов самый высокий и широкий салон у Global Express XRS: на 3 см выше и на 15–25 см шире, чем у конкурентов. Казалось бы, разница не существенная, но достаточная, чтобы возникло ощущение большего простора. С другой стороны, семь панорамных иллюминаторов в G550 визуально расширяют пространство и делают салон более освещенным. Самый длинный пассажирский отсек у G550. Длина жилой части «пятьсот пятидесятого» без учета багажного отделения, гардероба и туалета, расположенных в хвостовом отсеке, составляет 13,39 м. Все три бизнес-джета позволяют перевозить до 19 пассажиров, хотя при полной загрузке будет тесновато. В Global Express XRS можно организовать до 10 спальных мест, в G550 — до девяти, а в Falcon 7X — не больше семи.

G550 чуть больше подходит для полётов больших делегаций, ведь объём его багажного отделения превышает объёмы Global XRS примерно на 14% (на четыре огромных чемодана) и на 38% превосходит размер багажника Falcon 7X.

Вплоть до высоты 9449 м пассажиры и экипаж G550 могут наслаждаться привычным атмосферным давлением, которое несколько снижается лишь при подъёме на более высокие эшелоны. Однако давление в салоне не опускается ниже давления на высоте 1829 м над уровнем моря. Аналогичными показателями отличается Falcon 7X. В пассажирском отсеке Bombardier Global Express XRS до высоты 13 720 м поддерживается давление, эквивалентное 1372 м, а на больших высотах — 1731 м.

Максимальная высота полёта даёт всем трём «дальнобойщикам» возможность проходить над опасными грозовыми фронтами и перегруженными пассажирскими трассами. Крейсерская скорость полёта на дальних дистанциях у G550 несколько ниже, а максимальная — сравнима с конкурентами.

С восемью пассажирами на борту G550 пролетит дальше на 1100 км и на 1500 км, чем Global Express XRS и Falcon 7X соответственно. Весомое преимущество. «Пятьсот пятидесятый» доставит пассажиров из Москвы до Перта, Global Express XRS сможет долететь только до северного (Дарвин) или северо-западного побережья Австралии (Порт-Хедленд), а на Falcon 7X придётся сделать остановку на юге Индонезии.

В то же время Falcon 7X вследствие более совершенной аэродинамики и меньшего взлётного веса обладает более привлекательными эксплуатационными характеристиками и меньшим расходом топлива. И даже керосина на борт берёт примерно на четверть меньше, чем его конкуренты.

Планировать полёты на дальнемагистральных джетах можно и в некрупные аэропорты. Среди одноклассников наименее требователен к длине ВПП Falcon 7X. G550, как и его конкуренты, справится с короткими «бетонками» большинства аэропортов популярных европейских горнолыжных курортов. Приземлится в Сионе, Шамбери, Инсбруке, а вот с рейсом в Аннеси (длина ВПП 1630 м) могут возникнуть проблемы. «На „пятьсот пятидесятых“ летают в Китай, Вьетнам, Пхукет, Лондон, на Мальдивы и другие острова, а также в Европу», — отмечает управляющий директор компании Ocean Sky в России и СНГ Ираклий Литанишвили.

Сегодня на рынке

По данным JETNET, Gulfstream Aerospace за прошедший год (начиная с августа 2009-го) продала 30 «пятьсот пятидесятых» — прекрасный результат для посткризисного периода. В России G550 сегодня один из самых продаваемых типов Gulfstream. Заказав бизнес-джет сейчас, клиенты могут ожидать поставки в 2012 году.

Если же говорить о продажах, то согласно статистике JETNET владельцы G550 не спешат расставаться со своими машинами. За прошедший год можно было встретить в среднем лишь по 16 предложений ежемесячно, что составляет примерно 6% от всех когда-либо выпущенных воздушных судов этого типа. Средний возраст бизнес-джетов, выставленных на продажу, четыре года, хотя реальным спросом пользуются самолёты 2008-го и более поздних годов выпуска.

Даже после анонсирования программы разработки нового «дальнобойщика» G650 спрос на «пятьсот пятидесятый» сохранился, что вполне объяснимо. Как отмечает глава отдела продаж и маркетинга компании GTA Green Trade Aviation Карлос Ромеро (Carlos Romero), «G550 помимо непревзойденной дальности соответствует серьёзным стандартам надёжности и безопасности, а также сохраняет высокую остаточную стоимость».

Дмитрий Федотов

Статья публикуется с сокращениями. Полную версию статьи читайте в Top Flight № 7 (19), 2010 год

Заказать самолёт on-line
в *.* :

Вы также можете оформить заявку по круглосуточному телефону +7 985 282-60-50, телефону Московского офиса +7 (495) 789-24-82, по почте sales@jet-star.ru (указав в письме маршрут полёта и количество пассажиров)

* — обязательное поле