О бизнес-авиации

Компания Jet-Star публикует для вас статьи коллекционного журнала о бизнес-авиации «Top Flight»

ACJ320: простор и статус

Статус обязывает ко многому. Ездить на определенных марках машин, пользоваться особой категорией воздушных судов... Именно для статусных VIP-персон был создан ACJ320 — дорогой роскошный бизнес-лайнер, внутри которого создается ощущение, что ты находишься в большом хорошо спланированном помещении с разнообразными зонами: для сна, еды, работы, отдыха...

История

фото самолёта ACJ

«Сначала ты работаешь на имя, потом имя работает на тебя» — эта формула полностью применима к Airbus. С одним лишь уточнением: заработав имя, корпорация не стала почивать на лаврах — слишком сильна конкуренция, расслабляться не приходится. Цифры говорят сами за себя: сегодня более 440 частных владельцев и операторов эксплуатируют самолеты Airbus по всему миру, свыше 11 тыс. заказов на новые машины, 52,5 тыс. сотрудников в штате, ежегодный оборот порядка € 30 млрд. В деловой авиации Airbus сразу занял премиум-сегмент, предложив миру VIP-версии широкофюзеляжных лайнеров (330-я, 340-я, 350-я, 380-я модели) и узкофюзеляжных (318-я, 319-я и 320-я модели). В июне 1997 года была запущена программа 319-го (он «стартовал» первым из линейки) и почти через два года лайнер впервые совершил полет. В 2000 году со стоялась первая поставка 320-го, который приобрели «Катарские авиалинии», а в 2005-м Comlux получил 318-й. Сначала к названиям лайнеров добавляли эпитеты Elite, Prestige. В мае этого года, видимо решив, что VIP-семейство не нуждается в подобных уточнениях, ему дали общее название ACJ (Airbus Corporate Jets).

 

Немного статистики

На сегодняшний день продано более 170 бизнес-лайнеров ACJ, из них свыше 110 — ACJ318, ACJ319 и ACJ320. Большинство продаж приходится на страны Европы, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Главное преимущество

Основное преимущество ACJ318, ACJ319 и ACJ320, благодаря которому Airbus обошел всех конкурентов, в том числе и главного соперника — Boeing, — ширина и высота салона. Ни один из существующих или только проектируемых бизнес-джетов не располагает таким просторным салоном. Самый крупный из узкофюзеляжной троицы ACJ — 320-й. Длина его салона 27,5 м, ширина 3,7 м, высота 2,25 м, общая площадь 97 м?. По общему объему лайнер в три раза превосходит популярные Gulfstream 550 и Global Express XRS. С главным соперником — BBJ2 разница, безусловно, меньше. Размеры багажного отсека Airbus тоже уникальны для самолетов деловой авиации: в пространстве 37,4 м? можно разместить до 200 единиц крупногабаритного багажа. Максимальный взлетный вес 320-го — 77 т.

фото салона самолёта Gulfstream 550 фото салона самолёта Global Express XRS фото салона самолёта Airbus
Gulfstream G550 Global Express XRS Airbus

Технические особенности

Что касается технического оснащения, здесь тоже не обошлось без эксклюзива. На VIP-семействе Airbus впервые в мире применена электродистанционная система управления FBW (fly-by-wire). Дословный перевод термина — «летать по проводам». На деле это означает, что пилоты управляют различными системами не напрямую, а посредством компьютера, который получает информацию от датчиков, корректирует действия экипажа и не допускает возникновения критических ситуаций в полете. Технология, бесспорно, непростая. Тем не менее она на руку и летчикам (так как проще в управлении, чем стандартные системы, которые используют, например, Boeing, Bombardier, Gulfstream), и операторам (поскольку заметно уменьшает их расходы).

Кроме того, была усовершенствована навигационная система, за счет чего экипаж VIP-эйрбаса может совершать посадку категории 3B, то есть при нулевой видимости. «Теоретически недостатком 320-го по сравнению с BBJ является чуть меньшая дальность полета — 7800 км, — говорит менеджер по продажам авиакомпании Masterjet Эдвард Кёффелек (Edward Queffelec). — Впрочем, в действительности это не проблема, ведь маршрутов, куда долетит „Боинг“ и на которые „не хватит“ „Эйрбаса“, очень мало». Максимальная скорость 320-го — 978 км/ч. От Москвы до Лондона полет длится 4 часа, до Пекина удастся добраться за 7,5 часа.

Конструкция и материалы

«Эйрбасовцы» приложили немало усилий для улучшения аэродинамики самолета. Были сконструированы топливосберегающие законцовки крыла. Фюзеляж практически на 1/3 выполнен из углепластика — полимерного композиционного материала, более легкого, однако не менее прочного, чем традиционные. Тормоза всех ACJ — карбоновые. Есть возможность установить дополнительные топливные баки. Для удобства пассажиров имеется встроенный трап.

С заботой о пилотах

По словам пилота Comlux ACJ318 Рудольфа Хофера (Rudolf Hofer), в кабине все сделано так, чтобы экипажу было максимально удобно: «Она просторная, эргономичная, цифровые мониторы достаточно крупные. Есть даже раздвижной столик для работы. Вместо штурвала — рукоятка (side-stick). Этим самолетом очень легко управлять, даже в условиях турбулентности». Системы управления и контроля универсальны для всех лайнеров Airbus. «Это очень важно как с точки зрения летчиков, которые могут спокойно „пересаживаться“ с самолета на самолет без дополнительного обучения, что экономит время и деньги, так и с точки зрения владельца: найти пилота на такое судно будет довольно просто», — уверен директор по маркетингу Airbus Corporate Jets Дэвид Велупиллаи (David Velupillai).

 

Мария Агафонова

Статья публикуется с сокращениями. Полную версию статьи читайте в Top Flight N8 (30) 2011